интернет-магазин МЕДИЦИНСКАЯ ОДЕЖДА из США

В поисках правильной пары

Современный протез как аксессуар, а не приговор

Протез твердо укоренился в умах общественности, как медицинское приспособление, заполняющее пустоту и стесняющееся своего существования. Но в последние годы появляется все больше предпринимателей, которые пытаются поменять традиционный взгляд на протез как на бремя и тем самым помочь людям принять свое новое тело. Среди них - дизайнеры, работающие с новыми стилями и материалами, художники, экспериментирующие с формой и, наконец, сами потребители, подталкивающие к расширению функциональных качеств протезов. Все эти инициативы помогают постепенно перестать воспринимать протез как жизненный приговор, а, наоборот, увидеть в нем новые возможности для проявления своей индивидуальности.

Новая эстетика

Идею оригинальных протезов, разбавляющих бежево-коричневую пластмассовую череду, подхватило сразу несколько дизайнеров. Этот рынок, точно также как и рынок фэшн-индустрии, представлен целым разнообразием марок и ценовых категорий. Среди дорогих - стильные протезы 3D Systems-Bespoke с яркими вставками и необычной облицовкой за $6000 - $80000. Производство каждого протеза проходит индивидуально и состоит из нескольких стадий: снятие мерок, разработка дизайна и печать на 3D-принтере прототипа для пробной примерки.

Экономичной альтернативой могут стать сменяемые чехлы на протезы, которые можно чередовать в зависимости от мероприятия, настроения, погоды или цвета пальто. Чехлы ALLELES Design Studio стоят от $300 до $500, изготавливаются из ударопрочного АБС-пластика и выражают самобытность и стиль покруче любого дизайнерского свитера. На сайте студии можно выбрать из представленных сезонных новинок или заказать печать собственного скетча - фотографию Гомера Симпсона или узор арт-нуво, идеально подходящий к новому коктейльному платью.

“Мы хотели создать что-то одновременно практичное и красивое, что прославляло бы разницу между людьми, - объясняют идею своего проекта Макколи Уаннер и Райан Палиброда - Мы просыпаемся каждое утро и сразу думаем о вас - писателях, экстремалах, художниках. Мы хотим, чтобы наши протезы были продолжением вашей индивидуальности и дополняли ваш образ”.

ALLELES Studio 1.jpg

Новые формы

За дизайнерами подтянулись и художники. В 2011 году скульптор Софи де-Оливейра Барата открыла студию The Alternative Limb Project. Вдохновителем проекта стала девочка Полиана, которая попросила изготовить ей протез с выдвигающимися ящичками для наклеек, карандашей и точилок. Тогда Софи решила исследовать, какие новые формы можно придумать протезам и как благодаря им можно помогать людям проявлять себя. Новым клиентом Софи стала певица Виктория Модеста), которая решила изготовить новый сюррелиастичный протез для церемонии закрытия Параолимпийских игр в 2012 году. Тогда Софи придумала ногу, инкрустированную стразами. Впоследствии другими работами для видео и живых выступлений Виктории Модесты стали протез в виде черного конусовидного кристалла, протез со стерео-колонкой, и протез со вставленной внутрь световой лампой LED.

ALLELES Studio 3.jpg

“Мне кажется, мои клиенты меняют общественное мнение о людях с ампутированными конечностями, - рассуждает Софи де-Оливейра Барата - Они также помогают другим людям с похожей историей поверить в себя и получить больше уверенности говорить о своих особенностях в позитивном ключе. А именно - говорить не о своих недостатках, а о своей успешной трансформации”.

Новая экстремальная прочность

Но, помимо эстетической, многим пользователям не менее важна также и техническая составляющая протезов. Так, Эми Пруди в 19 лет, еще не будучи известной параолимпийкой и бронзовым медалистом зимних игр в Сочи-2014, мечтала продолжить кататься на сноуборде после потери обеих ног. Но ни один из протезов не выдерживал нагрузки скоростного спуска на доске с горы. “Мои колени не сгибались, протезы плохо маневрировали, - вспоминает Эми - Однажды я травмировала людей на подъемнике, проезжавшем мимо: я упала и осталась лежать на горе, а ноги, прикрепленные к сноуборду, понеслись дальше вниз по склону. Тогда я решила сделать протезы сама, чтобы вновь продолжить занятия любимым спортом”.

С точно такой же проблемой в своей время столкнулся спортсмен Майк Шульц. После потери ноги во время соревнований на снегоходах, Майк долго подбирал протез, который смог бы выдержать нагрузок мотокросса. При прыжке с мотоциклом колено его протеза не раз внезапно разрывалось и разлеталось на составляющие. В итоге Майк решил проблему самостоятельно и сам сделал свой протез из запчастей мотоцикла.

Сегодня оба - Майк Шульц и Эми Пруди - выступают ярким примером атлетов, которые не только вернулись в экстремальный спорт, несмотря на ампутацию, но и запустили инициативы, меняющие представление о возможностях протезов. Шульц запустил свой бизнес по производству стойких протезов для экстремального спорта Biodapt. А Эми, в свою очередь, создала организацию Adaptive Action Sports, которая помогает людям с ограниченными физическими возможностями - детям, молодежи и ветеранам войны - приобщаться к экстремальному спорту. В организации помогают подбирать подходящие для разных видов спорта, проводят тренировочные выезды и спортивные лагеря.

“Нашей задачей стоит поменять стереотипное представление о так называемых “ограниченных возможностях”, - объясняет Эми - Ведь что же тогда означает словосочетание “ограниченные возможности”, когда человек на инвалидной коляске делает бэкфлип в 10-метровой рампе?”

ALLELES Studio 2.jpg

Новый дискурс

Если сегодня при определенных обстоятельствах человек теряет ногу, его основным советчиком становится медицинский персонал и набор научных журналов со статьями про технологии протезирования, в то время как помочь говорить на тему ампутации проще и свободней могли бы глянцевые и спортивные журналы. Ведь ничто так сильно не влияет на самооценку, как красивые картинки и истории. Но для того, чтобы появились сезонные подборки моделей протезов или обзоры новинок для катания по черным трассам, понадобится определенная смена дискурса. А именно - попытка научиться смотреть на протез не с точки зрения производителя, а с точки зрения покупателя. Ведь для многих людей протез - это, в первую очередь, не медицинское приспособление, а ежедневный аксессуар с набором функций. И чем больше он будет восприниматься именно как аксессуар, тем больше будет людей, уверенных в себе и вдохновленных на самовыражение.

Автор: Лера Швец

Источники фотографий: ESPN 2014 Body Issue, Alleles Design Studio

Возврат к списку



Яндекс.Метрика