интернет-магазин МЕДИЦИНСКАЯ ОДЕЖДА из США

Химиотерапия как игра

Как виртуальная реальность помогает в реабилитации детей

Компьютерные игры обычно ассоциируются у родителей с потерей времени, зрения и аппетита детей, а фраза - «сначала уроки, а потом планшет» - одновременно звучит в совершенно разных частях мира. Вокруг не прекращаются истории про детей, которые не выходят из дома днями из-за новой игры и просаживают кучу денег на скачивание приложений. Именно это свойство виртуальной реальности втягивать и отвлекать детей от происходящего и решили использовать инженеры и медицинские специалисты для благого дела. Они разрабатывают социальных роботов и компьютерные игры, чтобы помочь детям, которые проводят недели, а то и месяцы, в больничных стенах. Таким образом, одни дети отвлекаются от химиотерапии и забывают на некоторое время о болезни, другие - охотнее проходят курс восстановительных тренировок при церебральном параличе, а третьи – проще запоминают важную информацию о сахарном диабете и учатся предотвращать кризисные состояния.

Подружиться с роботом

Несколько лет назад в детской больнице Бостона взялись решить проблему эмоционального состояния пациентов. Медицинские работники сами не всегда могли справиться с детьми, которые впадали в истерики от страха уколов и сеансов химиотерапии. Поэтому им в помощь был взят еще один сотрудник – пушистый медведь-робот Huggable. Медведь был разработан совместно инженерами, программистами и дизайнерами Массачусетского технологического института: важны были не только его технические характеристики, но и внешний облик, который смог бы расположить к себе испуганного ребенка. Медведь развлекает детей между сеансами и отвлекает их от больничного окружения, а все это время скрытые в медведе камера и динамик позволяют медсестре в соседнем кабинете общаться с ребенком в игровой форме.

    www.wired.com.jpg

Есть также социальные роботы с более сложными механизмами, которые не требуют управления медицинским специалистом и самостоятельно проводят время с детьми в палате. К примеру, профессор университета Калгари Таня Беран купила у компании Aldebaran их робот MEDi и запрограммировала его для общения с детьми во время целого ряда процедур: анализа крови, вакцинации или смены катетера. Один такой робот стоит 8 тысяч долларов и уже используется в трех больницах канадского Калгари. Другой удачный пример - роботы ALIZ-E, разработанные группой ученых из Германии, Великобритании, Голландии и Италии. ALIZ-E запрограммированы специально для профилактики у детей с сахарным диабетом. Они помогают детям запоминать факты, связанные с заболеванием и требуемой диетой, и обсуждают с ними, как правильно реагировать в определенных ситуациях. Что отличительно, ALIZ-E фиксируют лицо ребенка и разговор с ним и способны продолжать общение при каждой последующей встрече.

Ингалятор вместо пульта управления

Пример робота ALIZ-E наиболее удачный, потому что он не только помогает ребенку отвлечься, но и делает так, что дети быстрее и проще воспринимают важную для них информацию, к примеру, уровень сахара в том или ином продукте. Совмещать приятное с полезным в профилактике заболеваний или в их лечении врачи также предлагают при помощи компьютерных игр. К примеру, Дитер Кирш решил воспользоваться игровым элементом, чтобы увлечь своего сына во время лечения, и придумал ингалятор Jordi Stick, который подсоединяется к компьютеру при помощью USB-шнура. Его сын Джорди болен муковисцидозом, для профилактики осложнений которого требуются ежедневные дыхательные процедуры. Чтобы сын мог усидеть долгое время и при этом поддерживать требуемые темпы и глубину вдоха, Дитер спрограммировал компьютерную игру, управляемую через ингалятор. Так, мальчику приходится поднимать воздушные шары или помогать астронавту в космосе – и все при помощи собственного дыхания.

www.aliz-e.org.jpg 

Той же логике следовали и датские ученые центра Елены Эльзас в Копенгагене, когда разрабатывали Mitii Kinect, программу тренировок для детей с церебральным параличом. «Такие компьютерные игры-тренировки для детей с церебральным параличом – лучший способ стимулировать мозг и выполнять интенсивные, трудные, постоянные упражнения, под четким присмотром специалистов, - объясняет Петер Биле, директор центра Елены Эльзас - Наша система позволяет проделывать это удаленно: ребенок тренируется дома, компьютер считывает его движения, и вся информация передается в кабинет специалиста. Врач по выданным результатам отслеживает, правильно ли было выполнено задание, оценивает проделанную работу и дает следующие указания. Это возможно благодаря тому, что система Microsoft Kinect, на базе которой спроектирован Mitii, умеет считывать движения в 3D-измерении».

Виртуальные инструменты для реальной помощи

По-настоящему уйти от мыслей о болезни и сконцентрироваться на чем-то стороннем помогает шлем виртуальной реальности. Такую высокотехнологичную реабилитацию недавно протестировали в итальянском городе Латина в больнице Святой Марии Горетти. Здесь для развлечения госпитализированных детей использовались шлемы виртуальной реальности Samsung eMotion, которые помогли им прогуляться в парке аттракционов и покататься на горках. Такой же вид реабилитации практикуется в больнице Чарльза Стюарта Мотта в США. Здесь дети, проходящие длительное лечение и почти не покидающие свои палаты, могут прокатиться на крутых виражах или посоревноваться на гоночном автомобиле. Но по-настоящему серьезно к этой идее подошли в калифорнийской больнице, где палату для химиотерапии полностью переоборудовали под развлекательный зал с компьютерными играми, широким экраном и шлемами виртуальной реальности. Дети могут созваниваться с друзьями по скайпу, играть в Xbox, гулять по аквариуму города Монтерей или по лаборатории НАСА или смотреть любимые фильмы – все это, пока идет сеанс химиотерапии.

 Virtual Dream Project.jpg

Благодаря новым технологиям, дети не просто переживают новые эмоции и отвлекаются от сложного процесса лечения, они также получают возможность испытать все то, что им недоступно. Пробежать по полю, посмотреть на улицы неизвестных городов, заняться экстремальным видом спорта – все то, о чем в больничных стенах приходится только мечтать. Но у виртуальной реальности, по сравнению с другими технологиями, есть важная отличительная особенность. Она позволяет расширить грани возможного и вселить в детей веру в себя. Так, японская компания Fove разработала шлем виртуальной реальности Eye Play the Piano, с помощью которого дети с особенностями физического развития могут играть на фортепиано. Специальный датчик внутри шлема считывает движение зрачка, передает сигнал во встроенный в фортепиано механизм и таким образом ребенок, не способный играть на инструменте самостоятельно, вдруг становится музыкантом. Первое выступление при помощи шлема Fove состоялось в декабре 2014 года в образовательном центре для детей с особенностями развития при университете Цукуба, Япония. Тогда Кота Нумачжири, ученик старшей школы, после четырех месяцев тренировок смог аккомпанировать детскому хору. Создатели Eye Play the Piano надеются собрать достаточно средств и подарить такие же приспособления в 135 других школ для детей с ограниченными возможностями по всей Японии.

credit - Rich McHugh.jpg

Автор: Лера Швец

Источники фотографий: www.nytimes.com, Rich McHugh, Virtual Dream Project, www.aliz-e.org, www.wired.com 

Возврат к списку



Яндекс.Метрика